Преимущество интерактивных технологий – в чем оно состоит

Есть две противоположные точки зрения:

  • в музее не следует применять мультимедийные технологии, они нарушают сокровенность старины, подменяют пользу, информативность внешней привлекательностью;
  • внедрение современных мультимедийных решений помогает улучшить восприятие информации, способствует росту интереса к истории, природе, другим явлениям.

Практика показывает, что вторая точка зрения существенно ближе к истине. Мультимедийные решения:

  • помогают предложить посетителю больше информации без существенного расширения музейных площадей;
  • оптимизируют усвоение материала;
  • привлекают внимание посетителей, особенно детей и молодежи;
  • дают возможность больше узнать о том, что заинтересовало людей, пришедших в музей.

Реализовать такие проекты можно разными способами. Оборудование выбирается в соответствии с задачами, которые ставит перед собой администрация музея. Например, интерактивные доски и панели дают возможность транслировать красочные презентации. Экраны позволяют дополнительно проиллюстрировать многие экспонаты видеоматериалами, а также вывести большой объем текста. Интерактивную работу, навигацию в меню можно обеспечить с помощью планшета или небольшого сенсорного дисплея.

Мультимедийные решения можно разделить на две группы:

  • для самостоятельной работы – информационный поток транслируется вне зависимости от музейного работника, посетители сами решают, какие материалы им нужны;
  • вспомогательные – используются при выступлениях перед аудиторией, когда нужно проиллюстрировать свою речь изображениями и видеоматериалами: применяются интерактивные доски, панели, экраны.

Какие возможности есть у интерактивных технологий

Современные технологии позволяют посетителям музея взаимодействовать с различными устройствами, получать ответы на свои вопросы, находить больше информации о том, что им особенно интересно. Это можно сделать разными способами:

  • через сенсорные дисплеи – посетители могут выбрать в меню те пункты, которые им интересны, и получить дополнительную информацию в формате текста, изображений, видео, звука;
  • с помощью электронного пера – оно обеспечивает взаимодействие с сенсорными экранами и тоже дает возможность выбирать подходящие пункты меню, чтобы получить больше информации;
  • через дополнительное оборудование, в первую очередь – для работы со звуком и видео: можно использовать динамики, микрофон, камеру, наушники;
  • в режиме онлайн – можно не приходить в музей, а исследовать его экспозицию удаленно, оставаясь дома. В этом случае в музее должны быть камеры, способные транслировать изображение через интернет и откликаться на команды, которые подает зритель: поворачиваться, увеличивать изображение.

Интересное решение – несложные образовательные игры, которые привлекут детей и взрослых. Они могут проводиться в форме викторины, в которой побеждает тот, кто даст больше правильных ответов на вопросы. Такую игру можно предложить посетителям перед тем, как они покинут музей, чтобы у них была возможность использовать новые знания и проверить, насколько хорошо они все запомнили.

Какие задачи решают интерактивы

Есть несколько направлений, в которых можно использовать интерактивные решения.

  1. Организация презентаций, демонстрации видео при проведении лекций и других публичных выступлений.
  2. Организация голосования. Например, если после экскурсии нужно быстро получить обратную связь, можно предложить участникам проголосовать в электронном формате. Заранее должны быть подготовлены список вопросов, варианты ответов. Они выводятся на экраны планшетов или других аналогичных устройств. Посетителям надо только выбрать подходящие ответы, после чего система практически мгновенно подсчитает результаты.
  3. Моделирование территории. На цифровом столе можно воспроизвести биоценоз или город на каком-либо историческом этапе его существования. По виртуальной местности можно совершать экскурсии. Можно сразу же отображать возможные или реальные изменения, например, показать, как выглядела одна и та же городская площадь в разные эпохи.
  4. Решение проблемы ограниченности материала. Можно отсканировать редкие экспонаты, создать их детализированные изображения или 3D-модели и демонстрировать посетителям. 3D-модель можно поворачивать, чтобы посетители могли лучше рассмотреть ее.

Интерактивные технологии в действии

При внедрении мультимедийных решений в музее важно обеспечить баланс между познавательностью и привлекательностью, особенно если значительной частью аудитории являются школьники. Недостатки сдвига баланса:

  • в познавательность – посетителю будет скучно;
  • в привлекательность, когда внешние эффекты доминируют над содержанием, – посетитель будет больше «играть» с технологиями, не запоминая важную информацию.

В современных музеях эффективно используются следующие решения.

Иммерсивные технологии. Они направлены на создание эффекта погружения, когда экспонат дополняют изображениями, звуками, в идеале – даже запахами. Можно, например, использовать датчики, отслеживающие взгляд посетителя. Если он падает на какой-либо объект, автоматически включается аудиозапись, формирующая звуковую среду.

Дополненная реальность. AR (Augmented Reality) – технология, позволяющая на экране смартфона, планшета или компьютера наложить дополнительную информацию на реальный мир – изображение, звук.

AR-маркеры. Это значки, которые считывает камера обычного смартфона. При наведении камеры на такой значок на экране появляется дополнительная информация. Можно вывести на дисплей 3D-модель, повернуть ее, чтобы рассмотреть с разных сторон.

Опыт музеев

Многие музеи России и других стран внедряют мультимедийные решения.

В археологическом парке Карнунтум (Австрия), созданном на месте римского военного лагеря, AR-технологии применяются, чтобы дополнить результаты раскопок. Например, посетители могут посмотреть на руины гладиаторской школы, а потом увидеть на экране смартфона, как она выглядела до того, как была разрушена.

В Центре современного искусства в Сиэтле (США) проводят выставки современных художников, использующих элементы дополненной реальности в творчестве. За счет этого произведения искусства буквально оживают, а посетитель уже не смотрит на них со стороны, а становится частью художественной среды.

В Национальном музее Республики Марий Эл разработали мультимедиа-гид с элементами дополненной реальности. Специальное приложение для смартфона позволяет получить больше информации при посещении выставки «Марийский край. Вехи истории». Надо лишь наводить камеру на экспонат и на экране касаться интерактивных точек.

Мультимедийные решения дают возможность повысить интерес к музейным экспозициям, привлечь новых посетителей.

500+ компаний
уже выбрали нас
Укажите свои контактные данные, чтобы мы позвонили вам и рассказали нужную информацию
INTERACTIVE GROUP — один из ведущих
интеграторов Digital Signage в России
Оперативная смена информации
Удаленное управление контентом
Мониторинг текущей ситуации на объекте
Создание гибкого расписания воспроизведения
Интуитивно понятный интерфейс
У Вас остались вопросы?
Укажите свои контактные данные, чтобы мы позвонили вам и рассказали нужную информацию
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ